Учительница с некоторым неудовольствием говорит пришедшей за первоклассником маме: “Мальчик-то у вас - живой!”. В этой неловкой фразе нет ничего “людоедского”, просто педагогу сложно вести уроки, постоянно одергивая непоседливого ученика. В чем причина непоседливости и так ли она безобидна? Можно ли родителям работать над этим недостатком ребенка в домашних условиях? Попробовать разобраться в этом предлагает житель Афанасово доктор педагогических наук В.А.Родионов
Такому “живому” ученику вовсе не хотелось огорчать учительницу и маму, быть наказанным, но дело в том, что он физически не способен просидеть спокойно более 5 минут. Такие “непоседы” доставляют немало проблем родителям и педагогам. Их опасно оставлять одних, с ними невозможно ходить в гости, а количества травм за год у одного такого гиперактивного ребенка с лихвой хватило бы на целый класс. Немало проблем и с обучением: легко отвлекаемый малыш не может сосредоточиться на правильном выполнении задания, отсюда - двойки. Вот и получается: ребенок плохо учиться и плохо себя ведет, значит он - плохой! Подобное отношение часто приводит к тому, что из доброго, умного, но гиперактивного мальчишки вырастает агрессивный шалопай - двоечник и хулиган.
На самом деле, такие дети требуют к себе особого отношения, поэтому очень важно определить, что является причиной плохого поведения и низкой успеваемости - заурядная невоспитанность или гиперактивность. Для этого ответьте на вопросы, касающиеся поведения вашего ребенка или ученика.
- Часто ли наблюдаются беспокойные движения в кистях рук и стопах?
- Встает ли он внезапно со своего места в классе во время урока?
- Проявляет ли бесцельную двигательную активность, когда это не нужно?
- Не может спокойно и тихо проводить досуг?
- Находится ли в постоянном движении?
- Бывает часто не в меру разговорчив, болтлив?
- Отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав до конца?
- С трудом дожидается своей очереди в играх или других мероприятиях?
- Вмешивается в беседы взрослых и игры других детей, мешает им?
Утвердительные ответы следует давать, если перечисленные признаки проявляются в течение длительного времени (не менее полугода) в школе, дома, вне зависимости от ситуации. Если вы ответили утвердительно на 6 и более вопросов, то ребенка можно считать гиперактивным.
При всей сложности ситуации гиперактивность может удерживаться под разумным контролем с помощью некоторых мер:
- Старайтесь избегать крайностей: вседозволенности с одной стороны и чрезмерной пунктуальности с другой.
- Хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи.
- Избегайте запретительных слов, все запреты необходимо объяснять.
- Говорите спокойным, мягким тоном.
- Поддерживайте четкий распорядок дня.
- Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
- Для подкрепления устных объяснений используйте наглядные зрительные примеры.
- Избегайте, по возможности, мест скопления людей.
- Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером, избегайте шумных, беспокойных детей. В классе не должно быть больше 1-2 гиперактивных детей.
- Оберегайте ребенка от утомления, так как оно ведет к снижению самоконтроля.
- Давайте возможность ребенку расходовать избыточную энергию: полезна физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, спортивные занятия.
И в заключение: всегда помните об индивидуальных особенностях ребенка; учтите, что гиперактивность может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
Ноябрь, 2005 |