“Вместо шапки на ходу Он надел сковороду. Вместо валенок перчатки Натянул себе на пятки” С.Я.Маршак
Наверное, каждый может вспомнить по крайне мере одного из своих знакомых, которому подойдет описание знаменитого Рассеяного. Забытые очки и невыключенные утюги, постоянные опоздания и потерянные документы - все это начиналось с детства и уже тогда доставляло немало хлопот и ребенку, и его родителям, и учителям. А как огорчали в школьные годы “глупые” ошибки из-за невнимательности!
Мы, как правило, любим и жалеем таких Рассеянных. Вместе с тем, невнима-тельность не такой уж безобидный порок. Несчастные случаи, неприятности в личной жизни, неудавшаяся карьера - это часто сопровождает невнимательного человека на протяжении всей его жизни. Поэтому очень важно уже в раннем возрасте определить, нет ли у ребенка так называемого синдрома дефицита внимания (СДВ).
Если ваш ребенок или ученик постоянно “витает в облаках”, лучше всего обратиться к психологу. Однако первичную диагностику можно провести самостоятельно с помощью несложного теста.
Итак, ваш ребенок:
- Часто неспособен удерживать внимание на деталях, допускает ошибки по небрежности.
- Обычно с трудом сохраняет внимание на протяжении всей игры или при выполнении длительного задания.
- Часто кажется, что ребенок не слышит обращенную к нему речь.
- Не может придерживаться предлагаемых для выполнения задания инструкций, хотя понимает их.
- Систематически испытывает сложности в организации самостоятельной работы.
- Обычно избегает выполнять задания, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения.
- Часто теряет необходимые вещи.
- Легко отвлекается на посторонние объекты.
- Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
Утвердительные ответы следует давать, если перечисленные признаки проявляются в течение длительного времени (не менее полугода) в школе, дома, вне зависимости от ситуации. Если вы ответили утвердительно на 6 и более вопросов, значит ребенку нужна срочная психологическая помощь.
Имейте в виду, что внимательность можно развивать точно так же, как память или силу. Лучше всего это делать в игровой форме. Необходимо отметить, что занятия физической культурой или спортом в любом случае будут полезными, но, вместе с тем, известны игры, особенно эффективные при направленном развитии внимания.
«Будь внимателен» (для дошкольников). Ребенок выполняет гимнастические уп-ражнения по словесной команде, например, по команде «Зайчики!» - прыжки на месте; «Птицы» - махи руками; «Лягушки» - присесть и скакать вприсядку” и т.д. Команды должны быть разнообразными и подаваться вперемешку с различными интервалами.
«Волшебное слово». Ребенок повторяет за ведущим упражнения, но только в том случае, если тот говорит: «Пожалуйста!».
«Где что было». Ребенку показывают несколько предметов, лежащих на столе. Когда он отвернется, один из предметов убирают или переставляют. Необходимо указать, что изменилось. Начинать следует с не большего количества предметов, постепенно его увеличивая.
«Подхвати палку». Играющие, рассчитавшись по номерам, стоят в кругу (или сидят за столом). Ведущий придерживает пальцем гимнастическую палку (или карандаш). Внезапно он называет один из номеров и одновременно отпускает палку. Вызванный должен подхватить ее, пока она не упала. Поймавший становится ведущим.
Игры можно придумать самим или вспомнить из собственного детства (например, «Съедобное-несъедобное», «Колечко, выйди на крылечко» и т.д.). Игра вообще является достаточно универсальным рецептом, она не только развивает психические и физические качества ребенка, но и способствует улучшению детско-родительских отношений.
В.А.Родионов, доктор педагогических наук, житель Афанасово Январь, 2006 |