Через несколько месяцев ребенку идти в школу. Дома - семейный совет. «Наш мальчик должен уже до школы уметь считать и писать и тогда он сразу станет отличником», - говорит Прозорливая Мама. «Да хороший психолог научит, как правильно отвечать на вопросы, никаких букв и цифр не надо, в любую гимназию примут!», - возражает Умный Папа. «Ничего-то вы не понимаете, молодежь. Всему еще сто раз научат в школе, не перегружайте зря мальчонку-то», - вносит предложение Мудрый Дед. Спор зашел в тупик, и на помощь пригласили Знакомого Специалиста, советы которого мы предлагаем вниманию читателя.
В.А.Родионов проводит занятие с детьми |
Не старайтесь раньше времени усадить ребенка за письменный стол. Кроме неправильно сформированных учебных навыков, это может вызвать у него на долгие годы неприязнь к учебе вообще. И не стоит быть излишне самоуверенным: мол, читать-писать любой научит! Иногда педагог вынужден переучивать неправильно обученного первоклассника, который бегло читает, но при этом не понимает смысла прочитанного. Для того, чтобы ученик оказался успешным в учебе и в первом и в последующих классах, нужен не только определенный запас знаний и умений. Гораздо важнее - желание и умение учиться. А для этого, в свою очередь, необходимо развивать у ребенка такие качества, как память, внимание, умение сосредотачиваться, анализировать, находить причину и следствие.
У родителей есть свои задачи при подготовке ребенка к школе: обогатить его словарный запас, научить прослеживать взаимосвязь вещей и явлений в природе, самостоятельно делать элементарные выводы на бытовом уровне.
Как это сделать? Во-первых, как можно больше разговаривайте с ребенком, рассказывайте ему сказки, истории, вместе смотрите любимые им мультфильмы. Во-вторых, обязательно обсуждайте увиденное и услышанное, приучайте к умелому пересказу. Если ваш сын или дочь скажет, что видел замечательный мультик или слышал интересную историю, не говорите, что видели или слышали это давным-давно. Попросите рассказать, задавайте вопросы, проявите искренний интерес к обсуждаемому событию. Таким образом развиваются речь, фантазия, знания об окружающем мире.
Еще один несложный совет. Помните фильм «Джентельмены удачи», в котором директор детского сада предлагает «подопечным» уголовникам поиграть в «Найти предмет» и «Города»? Персонаж Евгения Леонова не впал в детство. Игра является великолепным средством для развития ребенка, способствует укреплению детско-родительских отношений, формированию коммуникативных навыков.
Ниже приводятся несколько примеров развивающих игр.
«Волшебное слово». Дети и ведущий становятся в круг. Ведущий объясняет, что он будет показывать разные движения, а дети должны их повторять, но только в том случае, если ведущий добавит слово "пожалуйста". Если это слово не произноситься, дети остаются неподвижными.
«Вот так позы». Участники игры принимают различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда участники вернутся в исходное положение. Следует проводить, постепенно усложняя, т.е. водящий повторяет позы постепенно увеличивающегося количества детей.
«Вращай одновременно». В положении «сидя» попробовать вращать руку справа налево и одновременно ногу в противоположную сторону. Добившись успеха, постарайтесь сделать то же обеими руками и ногами.
Варианты: левой рукой гладить себя по голове слева направо, а правой рукой - по животу справа налево. Левой рукой забивать гвоздь молотком, а правой - гладить что-то утюгом.
«Запретная цифра». Играющие стоят по кругу. Выбирается «запретная» цифра, например – 3. Игра начинается, когда первый ребенок говорит «один», следующий продолжает счет и так до трех. Вместо цифры «3», следующий участник хлопает в ладоши. Счет продолжается. Необходимо хлопать, если в числе есть цифра «3» или число делится на 3. Тот, кто собьется, выбывает из игры.
Некоторые из этих игр должны быть знакомы не только педагогам-профессионалам, но и родителям. Попробуйте и другие игры, вспомните или придумайте их сами - эффект не заставит себя ждать!
Вадим Родионов, д.п.н., житель Афанасово
Октябрь, 2005
|