ПОГОДА

Суббота, 28 сентября 2024 года

Сейчас: 19.2 oС

Влажность:

Давление:

Ветер:

84.0 %

740.6 мм.рт.ст.

0.0 м/с

Как мы меряем погоду

Тенденции

МЕНЮ

   
Главная
О поселке
История поселка
Животный мир
Галерея
Погода
Тенденции
Как мы меряем погоду
Статьи
Подписка на прессу
Поможем пернатым с новосельем
Как развести рыбу у себя на огороде
Что делать, если ребенок - левша
Готовимся к школе
«Безобидный» непоседа
«Моржи» в деревенском пруду
Если ребенок невнимателен
Спорт и здоровье девочек
Интервью с директором детского сада
Как построить детскую площадку
Как развести диких уток у себя на домашнем огороде
Справочная
Расписание автобусов
Службы и телефоны
Магазины
Храм
Администрация
Руководство
Карта
Как к нам проехать
Карта поселка
Вид из Космоса
Совет поселка
Объявления
Деревенские разговоры
Индексы



<< предыдущий месяц

 Январь 2005  

следующий месяц >>
 Занимательные новости 

21-01-2005

| Крылатые слова - Зарыть талант в землю.

Зарыть талант в землю. Выражение из евангельской притчи о том, как некий человек, уезжая, поручил своим рабам охранять его имение.

Одному рабу дал 5 талантов, другому - два, третьему - один. (Талант -античная денежная единица). Два раба употребили таланты в дело - отдали взаймы под проценты, а третий - зарыл, для сохранности, талант в землю. Когда хозяин вернулся, он первых двух похвалил, а третьему сказал: «Лукавый раб и ленивый, надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, - и я получил бы его прибылью».

Слово «талант» первоначально употреблялось в значении «весы, вес», затем - «количество денег от различного веса» и, наконец, стало синонимом выдающихся способностей. Выражение «зарыть талант в землю» употребляется в значении: не заботиться о развитии таланта, дать ему заглохнуть.


18-01-2005

| Чудеса - «Провидец сердец и мыслей человеческих»

Василий Блаженный, провидец, в чью память назван храм в Москве, родился в 1469 г. в подгородном Елохове в крестьянской семье. Дар провидения обнаружился у него в юности...

Не боялся Василий обличать на людях даже самого Ивана Грозного, однако тот благосклонно выслушивал его и даже приглашал на пиры. Как-то на пиру Василий трижды выплеснул на пол поднесенные ему от царя чаши с вином. Разъяренный Иван уже занес над его головой свой посох, но вдруг услышал-. «Не гневайся, Ива-нушко! Великий пожар заливаю в Новгороде Великом!» Посланный тотчас гонец вернулся с недоброй вестью: страшный пожар уничтожил полгорода, причем начался в тот день и час, когда жизнь блаженного на пиру была на волоске...

В июле 1551 г. Василий впал в тяжкую болезнь. Царь посетил его с дочерью Анастасией и сыновьями: старшим - пышущим здоровьем Иваном -и хилым Федором. Уже на смертном одре провидец предрек царскую корону именно Федору. Идя за гробом Василия, царь не предполагал, что в безумии убьет Ивана, затем скончается сам, и на троне поневоле окажется Федор.


13-01-2005

| Гадание на Святки

Любое гадание на Святки - самое действенное (1-19 янв.).

* * *

На Святки девки стучат ложками в ворота, приговаривая: «Гавкни, гавкни, собаченька, где мой суженый живет?» Насыпают перед каждым гостем овес, пускают петуха, и, к кому он подойдет, тому идти замуж или жениться.

* * *

Девицы слушают под окнами и по разговору заключают о замужестве ио судьбе своей. Что услышишь в святочные вечера под окнами, того и жди,

Покажись, суженый

Если девушка хочет узнать, как будет выглядеть ее будущий муж, ей нужно поставить тесто на пироги и приготовить начинку. Причем в начинку следует добавить много соли, перца, горчицы. Перед сном нужно съесть кусок этого пирога, не запивая его водой, и сказать: «Приди ко мне, суженый, напои меня». Во сне девушке должна увидеть своего будущего жениха. Если же он не покажется, значит замуж пока собираться рано.


12-01-2005

| Жизнь на Земле через 200 миллионов лет

Более пяти лет 16 авторитетных ученых со всего мира - биологов, геологов, эволюционистов, климатологов -разрабатывали сценарий: что будет если в результате катастрофы или климатического шока исчезнет человек?

Их невеселые предсказания сводятся к тому, что через 5 млн. лет наступит новый ледниковый период. Моря высохнут, обширные области Канады и Северной Европы скроются под толстым слоем льда: мир, в котором жили, любили, смеялись люди, исчезнет. Через 100 млн; лет произойдет массовое вымирание - погибнут 95% всех форм жизни. А через 200 млн. лет Земля снова возникнет из единственного моря, которое окружает оттаивающий после обледенения материк «Пангея - II».

Останется ли еще на Земле какая-нибудь жизнь? Какие существа станут ее обитателями?

Предполагается, что на суше будут жить гигантские шестиметровые кальмары, весом больше слона; «океанские лтицерыбы», которые могут и летать и плавать; «лесные птицерыбки»; «пурпурнолицие» обезьяны, очень выносливые; «каракиллеры» - хищные птицы, высотой до 4 м; «соляные драконы» - ящерицы метровой длины.


11-01-2005

| Рекорды

  • Рекордное число отправленных рождественских открыток - 62 824 штуки - отправил в декабре 1975 г. Вернер Эрхард из Сан-Франциско (США).
  • Величайший обжора. В 1963 г. Эдвард Миллер съел за один раз 28 кур, каждая весом по 907 граммов. Трапеза состоялась в Сан-Франциско (США).
  • «Рекорд поедания лимонов. В 1979 г. Бобби Кепф из Вирджинии (США) съел 3 лимона вместе с кожурой за 15,3 секунды.
  • Рекорд поедания яиц. В 1987 г. Джон Кенмуир съел 14 вареных яиц за 14,42 секунды.
  • Рекорд по подбрасыванию блинчика. В 1997 г. в г. Линце Ральф Лауэн из Германии подбросил блинчик 416 раз за 2 мин.
  • Рекорд поедания мороженого. В 1986 г. в Нью-Йорке Тони Даудесуэлл съел 1,53 кг нерастаявшего мороженого за 31,67 секунды.


07-01-2005

| Устами мудрых

Не стыдно и не вредно не знать,
всего знать никто не может,
- а стыдно и вредно притворяться,
что знаешь то, чего не знаешь.

Л. Н. Толстой


07-01-2005

| Крылатые слова

Изюминка. Употребляется в значении: нечто, придающее особый вкус, привлекательность чему-либо. Возникло из народной пословицы; «Не дорог квас, дорога изюминка в квасу»; стало крылатым после появления драмы Л.Н. Толстого «Живой труп», где Протасов говорит о своей семейной жизни: «Моя жена женщина была... Ну что тебе сказать? Не было изюминки, - знаешь, в квасе изюминка? - не было игры в нашей жизни. А мне нужно было забываться. А без игры не забудешься...»

Око за око, зуб за зуб. Выражение из Библии, как формула возмездия: «Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб: как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать». Употребляется как поговорка о пререканиях, когда ни один не уступает другому.


06-01-2005

| Из истории России - Начало русского государства

Русское государство ведет свой отсчет с VI века, когда во главе племени россов встал князь Кий с братьями. По мере подчинения племен князьями из династии Киевичей в состав русской земли входили все новые области и племена. После смерти братьев потомство их стало держать княжение у полян, пока наследование не перешло к двум братьям - Аскольду и Диру. Аскольд вел успешные войны с печенегами, греками и болгарами.

Во второй половине IX века на севере русских земель появляется Рюрик с родичами и дружиной. Удаленные от Киева и страдавшие от внутренних усобиц и варягов-находников новгородцы и кривичи решились пригласить к себе Рюрика в качестве беспристрастного судьи и защитника, который мог бы защищать и судить «по праву». От Рюрика пошла династия русских князей, которая надолго закрепилась на русском престоле.


05-01-2005

| Рождественнские гадания

Девушка накануне Рождества должна собственноручно испечь пирог, а в ночь на 7 января поставить блюдо с пирогом на стул около кровати, положить сверху нож и сказать:

«Дружок-женишок, приходи на пирожок».

Утром посмотреть, где лежит нож. Если он остался на месте, девушке в этом году замуж не выйти. А вот если нож будет сдвинут, тогда скоро быть девушке невестой.

* * *

Другой вариант гадания с пирогом. Кусок своего пирога девушка заворачивает в салфетку и вешает за окно на ветку дерева, приговаривая:

«Суженый, приходи ужинать».

Если на утро узелка с пирогом на ветке не окажется, то в этом году девушка выйдет замуж, а если он останется висеть, то жизнь ее вряд ли переменится.


04-01-2005

| Сколько кошек в мире?

Этот вопрос долгое время изучал профессор Жан-Мари Леге из университета французского города Лиона. Согласно исследованиям, их около 400 миллионов. Распределены кошки по странам и континентам очень неравномерно. Например, в домах жителей Перу, Габона, Гвианы таких животных вообще не держат. Первенство по численности кошачьего населения принадлежит США - 35 миллионов!

Почти не отстает Австралия - на каждые 10 человек приходится 9 кошек.

Еще один рекорд достался португальскому острову Мадейра, где на один квадратный километр приходится 100 мяукающих обитателей.

В странах Западной Европы первое место занимает Франция -8 миллионов, в Англии - 5,3 миллиона, а в ФРГ - 2,3 миллиона.

В России такая статистика отсутствует, и в итоговых цифрах профессора Леге российские кошки не учтены.


 Новости поселка 

26-01-2005

| День Воинской Славы России

День Победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами под Полтавой


26-01-2005

| Всемирный День Таможенника

Сегодня всемирный День Таможенника. Поздравляем. Ура!


24-01-2005

| Татьянин день. День всех студентов.

Татьянин день. День всех студентов.

12 (25) января 1755 г. был подписан императрицей Елизаветой Петровной Указ об открытии в Москве первого российского университета. Разработанный Ломоносовым проект взял под своё попечение генерал-адъютант И.И. Шувалов, человек образованный и культурный. Он хотел не только послужить Отечеству, но и сделать презент своей любимой матушке Татьяне Петровне в день её именин. "Дарю тебе университет", - произнёс он ставшую позднее крылатой фразу.

Затем последовал Указ Николая I, где он распорядился праздновать не день открытия университета, а подписание акта о его учреждении. Так волей монарха появился студенческий праздник - Татьянин день.

Шли годы. Студенты становились врачами, адвокатами, учителями, писателями. Но Татьянин день не забывался и не менялся. В этот традиционный день старики и молодёжь, знаменитые и неведомые - все были знакомыми, все были равными.

В одном из своих шуточных фельетонов А. П. Чехов в 1885 г. писал о Татьянином дне: "В этом году выпили всё, кроме Москва-реки, и то благодаря тому, что замёрзла... Пианино и рояли трещали, оркестры не умолкали, жарили "Gaudeamus", горла надрывались и хрипели... Было так весело, что один студент от избытка чувств выкупался в резервуаре, где плавают стерляди".

Толпы студентов до поздней ночи ходили по Москве с песнями, ездили, обнявшись втроём, вчетвером, на одном извозчике и горланили, рифмуя "спьяна" и "Татьяна". Под утро швейцары "Стрёмны" и "Яра" подписывали мелом на спинах молодежи адрес, и их развозили по домам "уцелевшие" товарищи. Полиция имела указания свыше: в этот день не арестовывали "качающихся" студентов.

Татьянин день в наши дни стал праздником студенчества. В этот зимний день мы поздравляем студентов всех поколений, с чувством благодарности вспоминаем своих педагогов, открывавших для нас Храм Наук. Надеемся, что наши дети продолжат лучшие традиции русской научной школы, внесут достойный вклад в развитие мирового сообщества.

Татьянин день - праздник молодости, праздник всех тех, кто хранит в душе огонь творчества, жажду знаний, поиска и открытий. Радости вам, студенты и педагоги всех поколений, надежды и счастья!


20-01-2005

| День Инженерных войск РФ

Сегодня День Инженерных войск РФ. УРА!


12-01-2005

| День российской печати

День российской печати объявлен Президиумом Верховного Совета РФ в декабре 1991 года в связи с тем, что в этот день в 1703 году (по новому стилю) в Москве вышла в свет первая русская газета "Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском Государстве и во иных окрестных странах".


11-01-2005

| День работника прокуратуры РФ

В России 12 января отмечается День работника прокуратуры. В этот день в 1722 году указом Петра Великого при Сенате был впервые учрежден пост генерал-прокурора. Так в истории России возник институт прокуратуры, первоначально в лице "стряпчего о делах государственных" Павла Ягужинского.

"И сегодня прокуратура по-прежнему продолжает стоять на страже прав и законных интересов граждан, выполняя свои особые функции, направленные на укрепление государственности и законности в стране", - заявили в Управлении информации и общественных связей Генпрокуратуры РФ.

Как отметили в прокуратуре, что "исторически сложилось так, что приоритетными направлениями работы прокуратуры во все времена были три основных сферы ее деятельности".

Это - надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, защита законных интересов государства, борьба с преступностью и обеспечение законности в этой сфере деятельности всех правоохранительных органов согласно принципам презумпции невиновности и неотвратимости наказания, надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, органами власти субъектов Федерации.

Органы прокуратуры расследуют наиболее сложные, многоэпизодные уголовные дела по таким тяжким преступлениям как убийство, бандитизм, организация преступного сообщества, злоупотребления должностными полномочиями, взяточничество.


 Народный календарь 

30-01-2005

| Афанасий - ломонос, береги нос.

Афанасий - ломонос, береги нос. Кирилл. "Афанасий и Кирилл забирают за рыло. Ну и мороз - птицу на лету бьет!". По приметам поселян, на день Афанасия Ломоноса бывают сильные морозы, которые называли Афанасьевские морозы, поэтому говорили: "Афанасьевские морозы шуток шутить не любят", "Береги нос в большой мороз", но "Не страшен зимой мороз, когда тепло укрыт нос", так как "Мороз за нос ленивых хватает, а перед проворным шапку снимает". И, шутя, напоминали: "Не диво, что Афанасий - ломонос морозит нос, а ты подожди Тимофея Полузимника" - 4 февраля Тимофеевских морозцев. Но старики были довольны морозами, ведь "Коли земля не промерзла, так и соку не дает", после теплой зимы обычно ждали неурожая.Веровали раньше поселяне в ведьм, и где пронеслась молва, что завелась ведьма, туда приглашали знахарей и колдунов, которые изгоняли и уничтожали ведьм. Знахари уверяли, что только на Афанасия и на афанасьевские морозы можно изгонять ведьм, всякое же другое время неудобно. Будто в эти дни ведьмы летали на шабаш и там теряли память от излишнего веселья.


"Январь сухой, морозный и вода в реках очень убывает- жди сухое и жаркое лето", "В январе висит много частых и длинных сосулек - урожай будет хороший", "Если в январе частые снегопады и метели, то июль обернется столь же частыми ливнями", "Если январь холодный, июль будет сухой и жаркий - не жди грибов до осени". "Январю - батюшке - морозы, февралю - метели", "Январю держать морозы, а младшему брату его - крутить метели", "Вьюги да метели под февраль полетели". Именины у Афанасия Афанасий, с греческого, - "бессмертный".
Примета дня На день Афанасия - Ломоноса бывают сильные морозы, которые называли Афанасьевскими.


29-01-2005

| Антоний. Антон - перезимник.

Антоний. Антон - перезимник. В этот день случалась теплая погода. Но наблюдательные люди говорили: "Не верь теплу на Антона-морозно будет", "Обнадежит Антон теплом на один день", "Перезимник обнадежит, обтеплит, а потом - все морозом стянет", ибо "Хитер Антон со всех сторон". Примечали: если на Антония небо заволакивается тучами - к метели.


28-01-2005

| Петров день. Петра - полукорма.

Петров день. Петра - полукорма. На день Петра - полукорма выходят осматривать сенники и амбары. В сенниках, осматривая сено и солому, замечают, сколько вышло корму для скотины и сколько его осталось до весны. Этим днем как бы кончается первая половина содержания скота на сухом корму, то есть с этого дня должна остаться ровно половина зимнего корма. Если же поселяне обнаружили излишний остаток житного хлеба в амбарах, то это предвещало плодородие.


23-01-2005

| Федосий - весняк.

Федосий - весняк. Если в этот день было тепло - к ранней весне, говорили: "Федосьево тепло - на раннюю весну пошло". Морозы в этот день неблагоприятны для будущих яровых: "Федосеевы морозы - худо - сеи: сев поздний яровых будет". Федосьевские морозы: "Если морозно - яровой посеешь поздно", но "Бойся январской весны - хилая зима живуча", "Теплые дни января недобром отзываются".


20-01-2005

| Емельян, или Амельян. Емельяны - перезимники, накрути буран.

Емельян, или Амельян. Емельяны - перезимники, накрути буран. Если в этот день будут сильные ветры от Киева - с юга, то будет лето грозное, тогда говорили: "Коли на Амельяна подует с Киева ветер, то посулит лето грозное". По русскому обычаю в этот день принято было угощать кума с кумой, якобы это угощение приносит здоровье детям. А кум и кума, приходя в званый дом, приносили в подарок брусок мыла и полотенце и, вручая, говорили: "Вот тебе, кума, мыльце да белое белильце для крестника".


19-01-2005

| Народная примета

По наблюдениям поселян, "Коли в этот день на воду пойдут да будет туман, то и хлеба будет много", "Если в этот день ясная и холодная погода - к засушливому лету, если пасмурная и снежная - к обильному урожаю".


18-01-2005

| Крещение Господне

Когда Иисусу Христу исполнилось 30 лет, Он поспешил к Иоанну Предтече в Иорданскую пустыню для Крещения. Иоанн не считал себя достойным крестить Иисуса Христа, но по велению Божиему повиновался. Вот как о Крещении Господнем рассказывает Священное Писание; «и, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3,16-17) Этот праздник называется Богоявление, потому что во время Крещения Бог явился пред нами в трех Лицах, как Пресвятая Троица; Бог Отец говорил с неба, Сын Божий Иисус Христос крестился, а Дух Святой сошел с неба в виде голубя.

«Закон Божий»


13-01-2005

| Васильев день

На Васильев день совершались и народные обряды праздника. Из слов песен и причитаний можно узнать, что название этого праздника - авсень (или - овсень, усень, таусень, говсень). Что символизировал этот праздник, сказать трудно. Осталось от него три обряда - варение каши, засевание зерен и обряд хождения по домам.

Считается, что авсень "земледельческий праздник, прообразовательный обряд обсевания", схожий с Колядой. Но почему зимой праздновали земледельческий праздник? Это более чем странно. Причем, нигде, ни в каких летописях, списках, актах нет об "авсене" никакого упоминания. Так что, вообще о том, что такой праздник существовал известно только из песен.


12-01-2005

| Старый Новый год!

Изменение даты начала Нового года на Руси и упрямство Русской Православной церкви, не пожелавшей перейти на Новый стиль, создали совершенно необычный и уникальный праздник - Старый Новый Год.


Интересна сама психология памяти об этом "старом". То есть, вполне понятно, что многие люди, не относящиеся к католической вере, с удовольствием отмечают Католическое Рождество - потому что настроение уже вполне праздничное, а до Нового года еще целая неделя! Кроме того, Католическое Рождество для нас это как бы репетиция Нового года, а Православное - чисто церковный праздник.


К Старому же Новому году все уже изрядно устают от череды праздников, пора бы уж, кажется, успокоиться и отдохнуть. А вот и нет! В чем тут дело? Наверное, немалое значение для сохранения этой даты имеют святки, которые 14 января - в самом разгаре. Помимо этого, 14 января (1января по старому стилю) - это Васильев день, весьма чтимый нашими предками. Для девиц Васильев день был весьма важным, считалось, что гадания на Васильев день всегда сбываются, и что бы по гаданию не вышло - то и произойдет.


07-01-2005

| Святки

Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называют святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова. В первые три века христианства, когда гонения мешали свободе христианского Богослужения, в некоторых восточных Церквах праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения под общим названием Богоявления. Памятником древнего соединения Рождества Христова и Святого Богоявления является совершенное сходство в отправлении этих праздников, дошедшее и до наших времен. Когда же эти праздники были разделены, то празднование распространилось на все дни, промежуточные от 25 декабря до 6 января, и эти дни как бы составили один день праздника. В народе эти дни называют святыми вечерами, потому что по древнему обычаю православные христиане прекращают свои дневные дела вечером, в воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя, бывших в ночное или вечернее время.


Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова Церковь начала с древних времен. Уже в церковном уставе преподобного Саввы Освященного (умер в 530 году), в который вошли еще более древние чиноположения, пишется, что во дни святок "никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келий", и возбранено совершать священнодействие брака. Вторым Туронским Собором в 567 году все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными.


Между тем святость этих дней и вечеров сейчас нарушается призывами к обычаям языческих празднеств. С экранов телевизоров, по радио, из газет, нам внушают, что на Руси в дни святок были приняты гадания, игрища с переодеванием, народные гуляния. Церковь, заботясь о нашей чистоте, всегда запрещала эти суеверия. В правилах шестого Вселенского Собора говорится: "Прибегающие к волшебникам, или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимий. Той же епитимий надлежит подвергать и тех, которые производят гадания о счастье, судьбе, родословии, и множество других подобных толков, равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в этом и не отвращающихся от этих пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священные правила повелевают. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? (2 Кор. 6, 14-16). Так называемые календы (то есть языческие празднования первого дня каждого месяца). Бота (языческое празднование Пану), Врумалия (празднование языческому божеству - Вакху) и народное сборище в первый день марта желаем совсем исторгнуть из жития верных. Также и всенародные пляски, могущие причинить великий вред и пагубу, равно и в честь богов, которых так ложно называют эллины, пляски и обряды, производимые мужчинами и женщинами, совершаемыми по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок. Поэтому тех, которые отныне, зная это, дерзнут делать чтолибо из вышесказанного, клириков - повелеваем извергать из священного сана, а мирян - отлучать от общения церковного". В Священном Писании говорится: "На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие" (Втор. 22,5). Православное правительство Российской империи в своих законах запрещало "в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни".


06-01-2005

| Рождество Христово.

История праздника Рождества Христова

Соперничая с Пасхой своей торжественностью, праздник Рождества Христова заставляет думать, что он появился в самые первые времена Христианства, в век еще апостольский.

Даже как то трудно себе представить, чтобы христиане когда-либо могли не праздновать дня рождения своего Спасителя, чтобы не "помнили" "и не святили" этого дня. На самом же деле было далеко не так и было по очень простой причине.

То не случайность, что христиане обыкновенно не празднуют дня рождения своего, а празднуют именины, т. е. день крещения своего. Этим христианин показывает, что не великая была бы радость для мира, да и для него самого, что родился на земле лишний грешник, если б грешник этот в свое время не переродился в праведника (праведника по крайней мере в возможности) через Таинство Крещения.

Не будь этого духовного рождения, христианин о дне своего рождения мог бы только сказать с многострадальным Иовом: "погибни день, в который я родился, и ночь в которую сказано: зачался человек".Древние христиане называли днем рождения день смерти человека и называли самым серьезным образом. Для дня кончины мучеников самое принятое название было natalitia, "родины".

При таком взгляде на день рождения вообще, могло ли прийти на мысль христианам праздновать и день рождения Спасителя?

Правда, его рождение было настолько необычно, было таким счастьем для мира, что и сравнивать его нельзя с каким бы то ни было человеческим рождением.

Христос для христиан был до того небесным человеком, вторым Адамом, Господом с небес, что мысль их не могла достаточно любовно останавливаться на его плотском рождении. Скорее хотелось праздновать Его воскресение, вознесение на небо, ниспослание Духа Святого, чем "еже по плоти" рождество Его. И действительно, все эти праздники древнее Рождества, несравненно древнее его празднование простого воскресения. Древнее его и праздники в честь мучеников.

Древняя церковь была принуждена внешними влияниями установить праздник в честь этого события. И раньше, чем Рождество Спасителя, она стала праздновать Его крещение. Но и последнее она стала праздновать не вполне по своей доброй воле. Ранее православной церкви этот праздник ввели у себя еретики - гностики и ввели потому, что они придавали самое большое значение в жизни Спасителя Его крещению.

Ничто так не завлекало христиан в ересь, особенно в гностицизм, как богослужение гностиков, полное гармонических и красивых песен. Нужно было гностическому празднику противопоставить свой такой же, и вот тогдашняя православная церковь установила и у себя торжественный праздник в честь крещения Господня и назвала его Богоявлением, внушая этим названием мысль, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил себя Богом, предстал как Бог, как Единый от Троицы.

Мало того: чтобы еще более подорвать лжеумствование гностиков относительно крещения Христова, тогдашняя православная церковь стала присоединять к воспоминанию крещения воспоминание и рождения Христова; к последнему еазвание "Богоявления" шло еще более, чем крещению. То и другое, Крещение и Рождество, таким образом праздновалось в один день под общим названием "Богоявления", и именно в день, посвященный ранее одному крещению - 6 января. Так по крайней мере было в IV, V и даже отчасти в VI веках в Палестине, Египте и других местах Востока. Армянская церковь, отделившаяся от католической в эту эпоху, сохранила эту практику доселе: она празднует Рождество Христово 6 января и не имеет праздника Крещения.

Впервые отделен был праздник Рождества Христова от Крещения в Римской церкви в первой половине IV века, по преданию при папе Юлии. Можно догадываться, чем было вызвано это отделение и почему именно оно произошло в Риме. Языческий римский культ с особенной торжественностью чествовал зимний солнцеповорот, но не в тот день, когда он происходил (8-9 декабря), а в те дни, когда он становился для всех ощутимым, именно в конце декабря. Праздник в честь этого солнцеповорота назывался днем "Непобедимого" (dies Invicti), т.е. днем непобедимого солнца, солнца, которого не смогла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне.
В одном римском календаре IV века именно 25 декабря показан этот языческий праздник. Приурочен он к этому именно дню, может быть, потому, что 18-23 декабря в римском культе посвящено было чевствованию бога Сатурна, пожиравшему своих детей, чевствованию потому носившему мрачный характер. За этим печальным праздником "бога времени" следовал светлый праздник "бога солнца", как и у нас пост предшествует великим праздникам. И после победы язычества над христианством праздник этот с особенным блеском совершался в риме по крайней мере так совершен он был при императоре Юлиане Богоотступнике (по его свидетельству).

Чтобы отвлечь христиан от этого языческого праздника, и перенесли в Риме с 6 января на этот день воспоминание Рождества Христова, рождения духовного незаходимого солнца.

За Римом в этом отношении последовали и все восточные церкви. При этом замечательно, что из восточных церквей на праздник этот впервые произносят проповеди три великие святителя: Василий Великий в Кесарии, Григорий Богослов в Константинополе и Иоанн Златоуст в Антиохии.

Относительно святого Златоуста из его же бесед мы узнаем не только то, что именно он ввел в Антиохии этот праздник и притом по примеру запада, но с какой постепенностью и осторожностью делалось это нововведение. Впоследствии предание, конечно римского происхождения, разукрасило эти действительные факты в пользу Рима и представило историю перенесения праздника с запада на восток в следующем связном виде. Кирилл или Ювеналий, епископ Иерусалимский, письмом к папе Юлию жаловался на неудобство праздновать Рождество Христово и Крещение в один день: "Нельзя идти в одно время в Вифлеем и на Иордан" и просил исследовать и определить день Рождества Христова; папа рекомендовал практику своей церкви - празднование Рождества 25 декабря.Василий Великий поручил Григорию Богослову установить на Константинопольском соборе это празднование. Златоуст на это тоже дал согласие. Из Кипра призван был Епифаний, что бы, в качестве урожденного еврея, на основании Писаний утвердить день.

Древней церкви точно неизвестен был не только день, но и месяц рождения Христова. По словам Климента Александрийского (III в.), одни полагали это событие в мае - 20, другие в январе - 10 или 6; по другим свидетельствам III - II веков Рождество Христово приурочивается к 25 или 28 марта. Но уже в IV веке церковь пришла к единодушному решению этого вопроса именно в пользу 25 декабря, и на основании приблизительно следующих соображений.

Месяц и день смерти Христовой точно известен из евангелий; а в церкви издавна распространено было убеждение, что Христос должен был находиться на земле полное число лет, как число совершенное. Отсюда следовало, что Христос зачат был в тот же день, в который пострадал, т.е. в еврейскую пасху, которая в тот год приходилась на 25 марта.

Отсчитывая отсюда 9 месяцев, получали для Рождества Христова дату 25 декабря. Эту дату принимает уже святой Ипполит (III в.); ее защищают святой Златоуст и блаженный Августин.

Таким образом, весьма вероятно, что и само событие Рождества Христова падало на время, когда оно и празднуется. Если должно быть соответствие между течением природной жизни в мире и благодатной жизни, то как не было более весны подходящего времени для зачатия и воскресения Христова, так уместнее всего было Рождество Его в пору года, являющуюся лучшей после весны.

Источник: М. Скабалланович "Православное Рождество" из книги "Большая книга Рождества" © Издательство "ОЛМА-ПРЕСС" ISBN 5-224-00138-2


05-01-2005

| Рождественский сочельник

Сегодня, 6 января у православных христиан - Рождественский сочельник. Это канун великого праздника Рождества Христова. Торжественные службы проходят сегодня во всех храмах.

По традиции в сочельник верующие воздерживаются от пищи до первой звезды на небе - в память о звезде Вифлеемской, которая взошла в момент рождения Христа. Лишь после ее появления можно отведать сочиво - пшеничный или рисовый взвар с медом и фруктами. Отсюда произошло и название праздника.

Дальше следуют рождественские святки - особо праздничное для верующих время. На святках люди ходят друг к другу в гости, навещают старых и больных, чтобы они могли разделить с ними радость Рождества Христова. Праздничные святые дни заканчиваются 17 января перед крещенским сочельником.


Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика